Колониальный стиль сада в ландшафтном дизайне

Концептуальные особенности колониального стиля

Садовый участок в колониальном стиле это:

  • Эклектичность и, как следствие, легкая небрежность и одичалость, отражающие мерную, неторопливую жизнь колонистов.
  • Уединенность – сад всегда разбивают за домом, используя постройку, как надежную ограду. При этом колониальный сад тесно связан с домом и является его продолжением.
  • Обилие растений в кадках, контейнерах, уличных вазонах.
  • Наличие грядок с «кухонными», пряными и лекарствами травами, с овощами.
  • Присутствие теплолюбивых и экзотических растений.
  • Использование естественных, неприхотливых и недорогих материалов для постройки малых архитектурных форм.
  • Довольно большое, по сравнению с другими стилями, количество удобной садовой мебели – плетеные кресла, скамейки, скамейки-качели.
  • Декор в виде белых, простодушного вида садовых скульптур и керамических кашпо на стенах. А также белые деревянные заборчики, с помощью которых зонируют территорию участка.

Кроме того, сад в колониальном стиле может иметь те или иные этнические акценты: уклон в традиционную английскую стилистику, в голландскую, французскую или мексиканскую… Все зависит от того, выходцы из какой страны населяют конкретную местность.

Преимущества сада в колониальном стиле

Этот стиль обладает как минимум двумя серьезными преимуществами.
Во-первых, ему не требуется огромный, роскошный дом. Колониальный сад легко «поладит» и с небольшой, скромной на вид, одноэтажной постройкой.
Во-вторых, в силу своей эклектичности и приближенности к природе колониальный сад не нуждается в интенсивном, слишком кропотливом уходе.

А еще колониальный садовый дизайн непринужденно вписывается в любые масштабы; оформить «по-американски» можно и очень небольшой участок. Да чего там, даже крошечный: достаточно будет пары кадок с растениями, глиняных кашпо на стене, 2-3 деревьев и грядки с пряными травами.

Мебель и материалы

На веранде или во дворике-патио, кроме кадок и контейнеров с растениями, расставлена удобная, из природных материалов садовая мебель. Она должна быть легкой, мобильной: плетеный диван и кресла из лозы, шезлонги, раскладной столик.

Для мощения дворика и дорожек используются камни и/или дерево, тропы также устилают плитами известняка, посыпают щепой или некрашеным гравием. Не стоит стремиться к большому разнообразию отделочных материалов, в этом смысле колониальный стиль – довольно сдержан и непритязателен. Часто кирпича, керамики и древесины вполне достаточно. Главное – не испортить картину и атмосферу пластиком либо другим откровенно синтетическим отделочным средством.

Водоем в колониальном саду

Нельзя сказать, что это обязательный элемент для сада в колониальном стиле. Но источник воды уместен на любом участке и, конечно, освежит американский сад, придаст ему природной достоверности.

Если выбор пал на фонтан, то он не должен быть большим, вычурным или ультрасовременным. Обычно это элегантная каменная чаша либо «тарелка», окруженная цветами.
Пруд или, скажем, водопад также не поражает броскостью, но являются логичным фрагментом немного хаотичного и натурального пейзажа.

Озеленение и растения

Колониальный сад — это одновременно и спокойствие, и разнообразие красок. Главный оттенок зеленый. На его фоне остальные цвета выглядят еще насыщеннее. Но яркость не единственный критерий для выбора растений. Они выполняют практическую роль, ведь изначально европейские колонизаторы были вынуждены разбивать сады с целью пропитания и сбора лекарственных трав. Поэтому озеленение включает:

  • посадку фруктовых деревьев, в частности цитрусовых. Уместны здесь и хвойные, которые наполняют пространство приятными ароматами. Деревья с пышными кронами, доставшиеся стилю в наследство от англичан, создают желанную в зной тень;
  • по периметру дома или беседки высаживают кусты сирени, барбариса и аронии. Насаждения создают благоухающие запахи и радуют взгляд ярким цветом. Стрижка кустов едва заметна и в основном направлена на формирование шарообразной кроны, хотя удивляться замысловатым формам также не стоит: сказываются французские корни стиля;
  • цветники и клумбы создают акценты в виде ярких пятен. Для их высадки выбираются пестрые, контрастные растения-солитеры, то есть солирующие, одиночные в посадке цветы. Пионы, бархатцы, фиалка, из лекарственных — эхинацея, мята и настурция — распускаются оранжевыми, розовыми, бордовыми и другими оттенками, напоминая восточные мотивы. Для размещения клумб нет строгих правил. Они служат обрамлением дорожек, бассейна, террасы и забора.

В колониальном стиле растения высаживают не только в грунт, но и в кадки, что очень практично для теплолюбивых сортов. Благодаря такому решению участок наполняют пальмами и кактусами, которые при наступлении холодов «переезжают» в дом. При этом пластиковых горшков или кадок вы не увидите. Только камень, дерево и глина, создающая вкрапления терракотового цвета.

История появления

Название стиля намекает на его происхождение. В переводе с римского «colonus» означает человека, который занимается хозяйством на арендованной земле. Расцвет и формирование новых колоний неизменно связывают с завоеванием Америки. Именно в XV — XVII веках французы, англичане и испанцы двинулись к берегам новой земли, чтобы расширить свои владения.

Вместо тесной и маленькой Европы, перед первыми переселенцами открылись необъятные просторы с уникальным рельефом. Постепенно европейцы стали возводить дома и облагораживать территорию вокруг них, отказываясь от строгой регулярности европейских садов. Зарождалось новое направление в ландшафтном дизайне. На его развитие повлияли и быт коренного населения, и климатические особенности местности, и традиции садово-паркового искусства Старого Света. Из этого «смешения» и появился колониальный стиль, который впоследствии получил распространение и в самой Европе.

Мощение и дорожки

Благоустройство участка на западный манер предполагает создание множества дорожек. Они, как связующее звено, соединяют отдаленные друг от друга уголки сада. Для их мощения используют каменные плиты, кирпич, щепу, а также деревянный настил.

Дорожки могут вести вас по прямой или уводить в сторону, огибая газон или небольшой огород. Отсутствие симметрии и разнообразие линий придают тропинкам характерную небрежность. По краю свободно растет трава, цветут клумбы. Чтобы придать дорожкам четкую границу, дизайнеры используют низкий бордюр.

Планировка и зонирование

Свобода в Америке – одна из высших ценностей, и эта идея находит свое отражение в обустройстве американской усадьбы.

Иными словами, планировка колониального сада свободная, пейзажная. Симметрия, четкость, безупречно ровные портеры, боскеты и рабатки для этого стиля нехарактерны. Нет строгих правил и относительно разбивки клумб, цветников.

 

Главный объект усадьбы – дом, чаще всего, окрашенный в светлые краски. Перед домом простирается традиционная лужайка, которую засевают плотной травой насыщенного цвета. Но американский газон лишь пролог к саду, который, являясь символом приватности и частной жизни, «прячется» за постройкой.

Про дома в колониальном стиле

Кроме зоны отдыха, колониальный сад, как правило, располагает специальным пятачком для барбекю и может включать небольшой огород (зону работы), а также детскую и спортивную площадки.

Функциональные зоны допускается отделять друг от друга невысокими белыми штакетниками, покрытыми вьющейся зеленью, или просто дорожками.

Дорожки в колониальном саду тоже не отличаются прямотой и чеканностью, чаще они похожи на тропы, покрытые щепой, деревянными плашками или гравием.

Единство дома и участка подчеркивает терраса, мощенная природным камнем, кирпичом или деревянными досками либо небольшое патио – «посредник» между жилой постройкой и садом.

Собственно, сад начинается прямо здесь, «на окраине» дома: кадки с растениями нередко ставят уже на крыльце, у задней двери. Особенно кстати этот прием, если участок небольшой и требует экономии места.

 

Ползучие и ампельные растения – еще одно связующее звено между домом и колониальным садом. Первые нередко увивают столбы террасы. Ампельными растениями, высаженными в подвесные горшки и кашпо, украшают стену и это очень типично для провинциального американского дома.

Газон

Характерный элемент американского стиля — аккуратно подстриженный газон. Его засеивают травой сочного зеленого цвета, который красиво переливается в лучах солнца. Газон занимает значительную часть территории, ведь ландшафтное проектирование в колониальном стиле предполагает открытость.

Оформление сада

Главным украшением служат скульптуры и статуэтки. Около скамьи вам встретятся фигуры животных, а в глубине участка — ангелы. Учитывая происхождение стиля, удивляться такому разнообразию образов не стоит. Делают их из камня и дерева. При этом материалы специально состаривают, придавая саду историческую преемственность.

Чтобы расслабиться после трудового дня, без мебели не обойтись. В американском стиле она особенная: с высокими спинками и широкими подлокотниками для максимального удобства. Основные материалы — дерево и ротанг. Шезлонги, стулья и столы размещают на террасах, в тени деревьев и возле водоема — в излюбленных местах отдыха. Дополняют картину мягкие подушки и накидки.

Аксессуары и нюансы

Садовая скульптура – одно из главных украшений колониального участка. Она не очень крупная и всегда из простых, природных средств – из плитняка, гипса или крашеного в белый цвет дерева. Не стоит пытаться сделать сад «респектабельней» при помощи мрамора или бронзы.
Скульптурные сюжеты – под стать материалам: часто это пухлощекие ангелочки, женщины с кувшинами, милые животные, гномики. Фигурки располагают в глубине сада, возле водоема и скамейки.

На самой скамье, в ротанговых креслах, гамаке и шезлонгах «забывают» уютные, яркого цвета подушки и пледы.

Фонари – таких же простых очертаний, как остальные «фигуранты» стиля. Их развешивают по периметру открытой веранды, ставят на невысоких постаментах вдоль главных дорожек, в глубине сада. А иногда и посреди цветников, в бордюрах, чтобы сад красиво смотрелся в ночное время.

Колониальный стиль в ландшафтном дизайне – направление пластичное и свободолюбивое. Это значит, его можно разнообразить многими элементами. Если позволяет площадь участка, хорошо бы поставить беседку: легкую, деревянную, с белым полотняным тентом или резную, на фасаде из камня. Нелишними окажутся и увитые плетистыми цветами перголы, качели, колесо от телеги, подвешенное на дереве, кормушка для птиц.

Помните, однако, что сад в колониальном стиле нельзя перегружать декоративными деталями. Свобода и свет – вот главные координаты такого сада.

Лондонский фестиваль тропических растений

Лондонский фестиваль тропических растений

Классическая планировка американского участка

Участок разбивают на 3 самостоятельные части:

1. Придомовая площадка (внутренняя зона) вымощена из камня или натуральной плитки и заменяет собой газон. Здесь можно отдыхать и принимать гостей. С этого места открываются красивые обзорные виды на весь участок.

2. Кольцо природных пейзажей (промежуточная зона), состоящее из ярусных цветников или ковровых клумб. Подбор посадочного материала для цветников осуществляется с особой тщательностью. Эта зона должна эффектно выглядеть круглый год.

3. Внешняя часть участка обрамляет собой две предыдущие и называется зоной природного окружения. Она может быть сплошной или прерывистой. Формируют ее из декоративных деревьев и кустарников, под кронами которых высаживают теневыносливые многолетники.

На периферии участка располагают площадки для игр и спорта, хозяйственные постройки. Все зоны соединяются между собой дорожками из камня, максимально напоминающими природные тропинки.

Как создать американский сад?

Подойдут открытые участки, освещающиеся солнцем не менее 4 часов в день и находящиеся подальше от крупных раскидистых деревьев. Площадки могут быть ровными или располагаться под небольшим уклоном.

Используйте в создании сада принцип ярусности: чем выше растение, тем дальше от наблюдателя его высаживайте. Например, сначала посадите флокс волосистый, за ним – эхинацею или ваточник, потом – лиатрис, колосняк и сорговник.

Не стремитесь собрать все многообразие степных растений на одном участке. Прежде всего нужно определиться с крупными видами, которые будут составлять структуру композиции и задавать ей объем. Их должно быть не более 2/3 от всего количества посадок. Соотношение злаков и луговых цветов должно быть примерно 3:2.

Каждый вид растения лучше располагать не поодиночке, а группами или массивами, чтобы в дальнейшем получился сплошной покров. Рядом высаживают по 8-9 однородных саженцев максимум. Посадки осуществляют как можно хаотичнее: волнами, пятнами, рядами, кругами. Меняют направление линий, абрис группы, чтобы добиться наибольшей естественности.

Выбираем растения для американского сада

Главный критерий отбора – неприхотливые в уходе, нетребовательные к составу почвы, засухоустойчивые североамериканские многолетники, адаптированные к местному климату.

  • Основой являются злаки: бизонья трава, ковыль, пырей, бородач, овсяница. Наиболее эффектными представителями являются перистощетинник восточный и просо прутьевидное.
  • Из цветочных культур подходят флоксы, астры, рудбекии, эхинацея, золотарник, шалфей, кореопсис, душица.
  • На засушливых участках выращивают всевозможные виды полыни, траву грама и др.
  • Для тенистых участков подойдут хосты, папоротники, ландыши, барвинок.
  • А вот классическое трио, без которого невозможно представить «американский сад», − это монарда, тысячелистник и многоколосник.

Информация 

Роберто Берль Маркс.

Наполовину немец, наполовину бразилец, Роберто Берль Маркс жил и работал в Бразилии вплоть до своей смерти в 1994 году.

По натуре живописец, он смог оригинальным способом передать идеи и текстуру графического дизайна с листка бумаги и ткани на землю.

Это был совершенно новый чрезвычайно новаторский подход.

Его стиль стал известен как «бразильский» или «живопись растениями по земле».
Его конечная цель — создать хитрые и динамические пейзажи.

Скалы, водоемы, каменные элементы, тротуаров, дорожек, перголы, скамейки — архитектурные элементы и скульптурные произведения формируют ландшафт в комплексной и сбалансированной основе.

Помимо открытия нового стиля в ландшафтном дизайне, Роберто Берль Маркс — один из первых своих соотечественников стал критиковать уничтожение тропических лесов.
Он также отстаивал использование местных видов растений в ландшафте в то время, когда на них не обращали внимания.
Маркс стал национальным героем, что очень необычно для ботаника.

Чарльз Дженкс.

Чарльз Денкс родился в Балтиморе в 1939 году, затем переехал в Шотландию, где и создал свою самую известную работу — Сад космических размышлений.

С 1989 года до самой смерти в 1995 году, Дженкс и его жена, эксперт по китайским садам, встречались с садоводами и учеными, чтобы спроектировать ландшафт, где бы стыковались миры искусства, природы и науки.

Так, появился сад – вселенная с головокружительным рассказом о космосе.

Здесь можно увидеть вихри, ДНК, черные дыры, теории струн, и «Большой взрыв».

В саду есть пять основных направлений, связанных целым рядом искусственных озер, мостов и других архитектурных сооружений, в том числе большие белые лестницы и террасы, которые зигзагообразно спускаются вниз на зеленом склоне холма, представляя историю создания Вселенной.
Чарльз Дженкс больше, чем просто ландшафтный дизайнер; он также дизайнер интерьера, архитектор и философ.

Андре ле Нотр.

Французский ландшафтный архитектор Ле Нотр был главным садовником Людовика XIV.

Он оставил неизгладимый след в Версале, Фонтенбло и Шантийи.

Его дизайн основывается на геометрии форм.

Ле Нотр играл с симметрией и масштабом, чтобы создать захватывающий вид сада и сделать его длиннее и больше, чем он есть на самом деле.

Чтобы подчеркнуть перспективу, он использовал фонтаны, драматические партеры, статуи и широкие галечные аллеи.

Сады Ле Нотра стали настолько знамениты, что во Франции его прозвали королем ландшафта.

Кристофер Ллойд.

Кристофер Ллойд – гуру английского садоводства, чьих взглядов слушались и придерживались.

Лучшая его работа – это собственный сад в Дикстер, Восточный Суссекс.

Его стиль ландшафтного дизайна довольно тонкий и смелый, Ллойд не признавал скуку.
Не зря он снискал славу авангардиста, его стиль –это смешение стилей.

Нестриженный газон, классические розы, вдруг замененные на экзотические растения – во всем этом видна рука Кристофера Ллойда. Большинство людей узнало о нем из его книг – «Организованные сады», «Лиственные растения» и др.

Благодаря ему английские сады расцвели буйными красками: Ллойд умел прекрасно сочетать цвета, используя при этом растения.

Мэри Рейнолдс.

В 2002 году Рейнольдс стала единственным лауреатом из Ирландии, завоевавшим золотую медаль Chelsea Flower Show.

Вдохновленная сельской местностью Уиклоу и ирландской мифологией, Мэри Рейнольдс создала стиль городских садов с душой дикой природы.

Здесь в природных материалах угадываются кельтские символы.

Неровная структура камня, скульптурные формы земли, мозаика в гармонии обитают с живыми структурами, созданные деревьями, как, например, верба и местными растениями, как боярышник и тысячелистник.

Сады Мэри Рейнольдс похожи на первобытную сказку и возвращают нас к истокам.

Роберто Бурль Маркс

Роберто повезло оказаться в нужное время в нужном месте. Одаренный бразильский художник приступил к практике тогда, когда в стране строилась новая столица — город Бразилиа. Декоративные, вдохновленные графическим дизайном и плакатом, работы мастера стали идеальным дополнением к ансамблям Оскара Нимейера и Лусио Косты.




Кристофер Ллойд

Признанный мастер английского садоводства, который своим стилем выбрал смешение разных стилей. Аккуратно подстриженные деревья и ковры из цветов соседствуют друг с другом, создавая неповторимые живописные композиции. А лучшей работой мастера считается сад в его собственном поместье в Сассексе.




Чарльз Дженкс

Известный архитектурный критик и «отец» постмодернизма задался целью совместить в одном месте науку, искусство и природу. Этим местом он избрал Сад космических размышлений, который он на протяжении множества лет создавал в Шотландии. В нем нашлось место Большому взрыву, нитям ДНК, космическим струнам и черным дырам — передовые открытия физики изобретательно воссозданы в различных ландшафтных композициях.




Жан-Поль Ганем

В своих работах мастер совмещает вопросы искусства, экологии и энергетики. Он создает масштабные «полотна», рассматривать которые лучше с высоты птичьего полета. Они признаны рассказать об уязвимости жизни на земле, а также, порой, помочь решить экологические проблемы: трубы, которые Ганем прокладывает на своих полях для полива, используются как дополнительные источники энергии для электростанций, а вырабатываемый биогаз тут же собирается и пускается в оборот.




Мэри Рейнольдс

Уроженка Ирландии для вдохновения использует мотивы кельтской мифологии а также природу своей страны. В результате получаются «дикие» и очень атмосферные парки, замечательно дополняющие современную городскую среду. Фактурный необработанный камень, скульптуры из земли, композиции из деревьев, большинство из которых представляют местную фауну — вербу, боярышник, тысячелистник. Как зайдя в такой сад не почувствовать себя внутри древней саги?





Источники:

  • https://ReHouz.info/sad-v-kolonialnom-stile/
  • https://www.agava-m.ru/articles/sady-i-stili-dizajna/amerikanskij-sad/
  • https://bugaga.ru/interesting/1146725744-desyatka-luchshih-sadov-ssha-i-velikobritanii.html
  • http://diy.usadbaonline.ru/ru/2014mar/design/7661/
  • https://www.studyusa.ru/ru/article/landshaftnyy-dizayn-v-ssha
  • http://www.bel-besedka.by/lanhaft-diz.html
  • https://faqindecor.com/luchshie-iz-luchshih-10-landshaftnyh-dizajnerov/